Анисимов Андрей - Юрист по гражданскому праву
Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

Со случаями обмана в магазинах, на рынке и иных торговых точках сталкивается множество покупателей, однако отстаивать свои права решает далеко не каждый. Это связано со сложностями доказывания фактов обвешивания, обсчета или иных противозаконных действий со стороны недобросовестного продавца.

Куда обращаться, если вас обманули в магазине, и как можно доказать свою правоту при возникновении спора, рассмотрим в представленном материале.

Ответственность продавца за обман

Помимо ненадлежащего исполнения своих обязанностей, зафиксированных в Законе РФ 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей», покупатели могут столкнуться с умышленным обманом со стороны сотрудников торговых точек. Мошенничество в магазине может заключаться в следующем:

  • обвешивание, т.е. требование оплаты товара, не соответствующего весовым характеристикам на этикетке, упаковке или при взвешивании на весах;
  • продажа продукции, не отвечающей требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан (например, умышленное выставление на продажу продукции с истекшим сроком годности или переклеивание этикетки);
  • мошенничество на кассе - обсчет потребителей, невыдача сдачи или чека, взимание платы товар, не приобретенный покупателем и т.д.

Если будет установлен умысел на совершение указанных противоправных действий, могут последовать и уголовные санкции. Например, ст. 159 УК РФ устанавливает наказание за умышленное хищение денежных средств граждан, совершенное с использованием обмана или злоупотребления доверием.

Если в действиях продавца или владельца торговой точки не будет установлен уголовных характер, возможные меры наказания по Закону № 2300-1 будут включать в себя:

  • расторжение договора купли-продажи с возвратом потребителю полной стоимости покупки;
  • обязанность продать товар по стоимости, указанной на этикетке или ценнике;
  • выплата неустойки за неисполнение законных требований покупателя;
  • выплата штрафа в пользу потребителя и бюджета;
  • компенсация морального вреда.

Чтобы добиться от продавца исполнения законных обязанностей или привлечь его к ответственности, покупатель должен надлежащим образом зафиксировать все обстоятельства обмана. Рассмотрим алгоритм действий, которые необходимо соблюдать для защиты своих интересов в таком споре.

Что делать, если обманули в магазине?

Для подтверждения своей правоты необходимо иметь доказательства незаконных действий со стороны сотрудников магазина. Ими могут выступать:

  • кассовые чеки и иные платежные документы;
  • упаковка товара или ее сохранившаяся часть;
  • фото- и видеозаписи, сделанные в момент совершения покупки;
  • показания очевидцев;
  • записи камер видеофиксации, установленные в торговых залах магазина.

Обратите внимание!

При защите прав потребителя в гражданском судопроизводстве, обязанность по доказыванию правомерности своих действий возложена на продавца. Однако возможность доказать вину также зависит от действий покупателя по фиксации всех обстоятельств нарушения.

В большинстве случаев спорный вопрос можно уладить прямо в магазине. Если выявлен обман со стороны рядового продавца или менеджера, требуете вызова уполномоченного руководителя магазина - для защиты репутации торговой сети все возможные сомнения будут истолкованы в вашу пользу.

Если администрация не пошла навстречу в мирном урегулировании конфликта, вы можете:

  • оформить письменное заявление и претензию в адрес магазина - нужно максимально подробно изложить суть спора, приложить копии письменных доказательств (заявление вручается под роспись управляющему или направляется заказным письмом по почте);
  • направить жалобу в службу Роспотребнадзора с указанием допущенного продавцом нарушения и сути претензий (указанное ведомство обязано проводить проверки по всем фактам нарушения прав потребителя);
  • подать заявление в полицию, если в действиях сотрудников магазина усматриваются признаки преступления (например, если при продаже просроченного товара причинен вред здоровью покупателя);
  • обратиться в суд с гражданским иском - в составе требований укажите на возврат уплаченных средств, взыскание неустойки, штрафа и компенсацию морального вреда.

Обратите внимание!

Обращение в суд допускается только после предъявления продавцу письменной претензии.

При судебном разбирательстве вам придется подтвердить соблюдение претензионного порядка - представить личную подпись управляющего магазином на претензии, либо почтовую квитанцию.

Еще на стадии выбора варианта для защиты своих прав, стоит проконсультироваться у профессионального юриста. В этом случае все необходимые документы будут составлены с учетом законодательных норм и судебной практики. Также юрист подготовит расчет суммы ущерба, максимально отвечающий вашим интересам. В качестве доказательств в судебном процессе могут использоваться материалы проверки, проведенной по вашей жалобе в службе Роспотребнадзора.

Была ли эта статья для вас полезной?
2
2
Поделиться:
Мы рады, что статья была полезной для вас
Информация на сайте могла устареть, рекомендуем обратиться к юристу для уточнения вашего вопроса.
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Бесплатная консультация юриста
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.
У вас есть вопрос к юристу?
Готовы задать вопрос сейчас?
Вы уверены что вам не требуется помощь профессионала?
Это бесплатно, быстро и удобно! Вы можете получить консультацию просто позвонив по телефону: